Какой была демократия в древнем мире и почему она рухнула |
Многие современные политики любят ссылаться на древность демократической формы управления государством. В пример ставятся Афинский союз и Римская республика, которые пришли к демократии еще до начала нашей эры. Социальные институты не были развиты как сегодня, но их основы заложили тогда. Однако, несмотря на преимущества демократии и мощь Древней Греции или Рима, эти образования потерпели крах. После этого мир на многие века пришел к монархическим формам правления, а современная демократии возвысилась менее века назад, только после Второй мировой войны. Попробуем разобраться, почему древнее «народовластие» пало и насколько сильно оно отличалось от наших представлений.
Аристократ плебею не ровня
Рим сказочно богател за счет присоединения новых провинций. Только большую часть благ потребляла элита в то время, как средний и низший классы столкнулись с истощением ресурсов. Экономический, а вместе с ним и социальный разрыв ширился на протяжении поколений. Высшей точки проблема достигла во втором веке до нашей эры. Государственные деятели извлекали политическую выгоду от завоевания Карфагена и Греции. Полководцы получали роскошные военные трофеи, торговцы набивали карманы. После того как Рим получил в свои владения серебряные рудники Испании, ситуация обострилась до предела.
Плебеям, многие из которых занимались фермерством, уже не хватало хлеба, а зрелища наскучили. Их землю отнимали плутократы, а политические лидеры, которые пытались противостоять установившейся системе, отменялись или просто исчезали. С этого начался длительный период политических потрясений: по всей республике вспыхнули массовые восстания и беспорядки.
10 типов римских гладиаторов: какое оружие выбрал бы ты?
Борьба фракций
Римские политики объединялись в группы, ставя личные интересы выше, чем интересы республики. Свобода слова, даровавшая им почти безграничные возможности, стала работать против Рима как государства. Аристократия, обеспокоенная тем, что граждане низшего сословия все чаще и выше пробираются в государственные структуры, основала Оптиматы. Можно перевести этот термин как «Лучшие люди» и сравнить данные ячейки с региональными отделениями доминирующей партии. Через них осуществлялся контроль над возросшим числом голосующих и просто грамотных людей.
Это вылилось в неформальную войну с Популярами — лидерами мнений, которые предпочитали обращаться напрямую к народу, минуя сенат со всеми его фильтрами. При этом обеими фракциями манипулировали спонсоры, которые преследовали интересы, будь то продвижение по карьерной лестнице или просто обогащение.
Демократии древности не были прямыми
Несмотря на наличие демократических идей, право голоса сильно ограничивалось. Прежде всего, тебе нужно быть гражданином, а этот атрибут не гарантировался просто фактом рождения в Риме или Греции. Например, Афинская конфедерация переживала этап стремительной экспансии в V-IV веках до нашей эры. В самих Афинах проживало не менее 100 000 граждан, около 150 000 рабов и несколько тысяч вольных иностранцев. Между тем правом голоса обладали только граждане мужского пола старше 18 лет. Это примерно 20-30 тысяч человек, то есть чуть больше десяти процентов от общего населения.
Несильно лучше дела обстояли в Римской республике, которая не давала гражданство людям, проживающим на недавно присоединенных территориях. При этом с них регулярно взымались налоги, а позже осуществлялся призыв в армию. Это была одна из немногих возможностей стать полноправным членом общества. Проблема заключается в том, что если реальными правами обладает лишь небольшая часть населения, то и защищать их будут совсем немногие.
11 достоинств по Аристотелю: как стать человеком
Демагоги манипулировали общественным мнением
Классовое разделение выражается не только в материальном положении, но и уровне грамотности, а также доступе к информации. В 421 году до нашей эры кровопролитный конфликт между Афинами и Спартой завершился подписанием мирного договора. Это не устроило часть политической элиты. Тогда были наняты демагоги и мастера ораторского искусства Клеон и Алкивиад. Их задача заключалась в непрямой пропаганде, но последовательной пропаганде ненависти и жестокости по отношению к Спарте.
Клеон сумел убедить толпу, что проживающих в Афинах спартанцев необходимо депортировать, отобрав все имущество. Алкивиад подстрекал к набегам на территорию Спарты. Такие вторжения не могли увенчаться серьезным успехом, но позволяли поддерживать напряженность. В итоге мирный договор был расторгнут, началась новая война и Афины потерпели катастрофическое поражение. Многие люди, что слушали своих кумиров на площадях, погибли или лишились имущества.
Политика обходилась слишком дорого
Расходы на предвыборные кампании в Римской республики постоянно росли и скоро стали непомерными. При том их результат часто не имел особого значения или был предопределен. В 63 году до нашей эры проходили выборы Верховного понтифика — это важнейшая фигура в древнеримской религии. Юлий Цезарь знал, что такая высокая должность поможет ему продвинуться и возвыситься в политике. Его оппонентом был более опытный Катула, предложивший огромную взятку за то, чтобы Цезарь снял свою кандидатуру. Сумма поразила будущего диктатора, ему пришлось набирать долги всюду, чтобы получить шансы на победу в избирательной кампании.
Мать, сегодня ты увидишь своего сына либо великим понтификом, либо изгнанником — Гай Юлий Цезарь.
Точно неизвестно сколько денег раздобыл Цезарь, но в случае поражения, вероятно, он никогда не смог бы вернуть долг. Парадокс заключается в том, что через 14 лет он предпримет попытку взять всю власть в Риме без всяких денег и выборов. Собственно, на этом и закончится история республики, наступит период Римской империи.
12 уроков жизни от Демокрита
Личные армии
Полководцы пользовались огромным авторитетом, имея верных лично себе людей, а иногда и целые армии. Такая сила могла игнорировать не только демократию, но и большие деньги, которыми владели оппоненты.
«Все мое«, — сказало злато;
«Все мое«, — сказал булат.
«Все куплю«, — сказало злато;
«Все возьму«, — сказал булат.
Незадолго до падения Римской республики военачальник Сулла возглавил террор, в результате которого были уничтожены многие важные сенаторы и представители элиты. Это ознаменовало конец демократии и проложило дорогу Цезарю, который сформирует первый Триумвират, то есть власть всего трех человек над всем Римом. Сам Цезарь тоже возвысится с помощью верных лично ему воинов, и никто не сможет оказать ему сопротивление. Так авторитет человека и много мечей побеждают всякую свободу слова и гражданские права.
Медлительность демократии
Это одна из главных ее слабостей. Бюрократические процедуры, иногда абсурдные по своему наполнению, затормаживают принятие жизненно важных решений или законов. Здесь нужно держать в уме еще и реалии того времени: никакого интернета, телевидения или радио, все указы и декреты передаются в письменном виде через гонцов.
Представь, сколько потребуется времени, чтобы сенаторы учли взаимные интересы, согласовали это со своими спонсорами, утвердили закон и передали его на почту. Потом гонцы должны будут оповестить об этом всех наместников, даже в самых отдаленных провинциях и городах. Нередко случалось так, что к моменту доставки закон уже был отменен.
Автократы прикрываются демократическими идеалами
Лучше всего об этом рассказывает история первого Римского императора. В 44 году до нашей эры был убит Гай Юлий Цезарь, он пал жертвой заговора. Сегодня мотивы заговорщиков являются предметом споров. Кто-то считает, что они преследовали личные интересы, другие называют Брута последним защитником республики.
Так или иначе двоюродный внук Цезаря Октавиан Август поклялся положить конец политическому насилию и восстановить верховенство закона. Лозунг нашел немалое количество сторонников, скоро заговорщики были разгромлены, вся полнота власти сконцентрировалась в одних руках. Возможно, многие сторонники Августа удивились, с другой стороны — обещание было выполнено. Никаких больше выборов и борьбы в сенате, а значит, никаких интриг и насилия. Верховенство закона также было восстановлено, теперь любой указ издавался почти мгновенно, без всякой бюрократии.
Иллюзорная правда: почему мы верим фейковым новостям, пропаганде и теориям заговора
Источник