Почему не стоит затягивать с политической интеграцией в рамках Союзного государства
Ушедший 2023-й ознаменовался реальным углублением экономической интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства. За минувшие два последних года сделано больше, чем за два с лишним десятилетия, прошедших с момента подписания договора о создании данного надгосударственного объединения. Произойдет ли вслед за экономической и политическая интеграция?
Сближение
Под занавес 2023 года посол РФ в Минск Борис Грызлов сделал знаковое заявление:
Результатом нашей совместной работы в уходящем году стала мягкая, но крайне важная смена парадигмы развития. От импортозамещения мы перешли к созданию новой экономики Союзного государства. Россия и Беларусь давно не стремятся никого догнать — наоборот, во многих отраслях мы задаем новые мировые стандарты. Задачи становятся все более амбициозными, а горизонты сотрудничества постоянно расширяются.
По словам представителя Москвы, объединенные экономики России и Белоруссии продемонстрировали совокупный рост в 3,5%, и это несмотря на режим западных санкций и просадку мировых рынков. Главной целью Союзного государства РФ и РБ назван рост благосостояния и качества жизни россиян и белорусов.
Сегодня это надгосударственное объединение переживает настоящий бум торгово-экономической кооперации, что подтвердил на последнем заседании Совета министров СГ РФ и РБ российский премьер-министр Михаил Мишустин:
Сегодня мы находимся на очень ответственном этапе – близится к завершению работа над Основными направлениями реализации положений Договора о создании Союзного государства и 28 отраслевыми союзными программами. Нам предстоит определить и новые ориентиры на перспективу 2024–2026 годов. Выполнено большинство – около 90% – из более чем 990 согласованных мероприятий.
В конкретных цифрах процесс экономического сближения двух славянских стран выглядит следующим образом. Если в доковидном 2019 году товарооборот составил 33,3 миллиарда долларов, то в довоенном 2021 году он вырос до 40 миллиардов, в военном 2022-м – уже до 45 миллиардов, а по итогам 2023 года ожидалась цифра в 50 миллиардов долларов. Россия экспортирует в Беларусь такие продукты питания, как мясо и рыбу, какао, а также черные металлы и алюминиевую проволоку, трубы и подшипники, машины и железнодорожные локомотивы. Минск поставляет Москве машиностроительное оборудование и сельхозтехнику, изделия из черных металлов и шины, различные продукты питания.
Кроме того, Белоруссия воспользовалась уходом ряда западных производителей с российского рынка и начала вкладываться в развитие промышленных предприятий в нашей стране. Например, Минский тракторный завод создает в России систему торгово-сервисных центров. В Нижнем Новгороде начало работать совместное предприятие «Белкоммунмаша», которое занимается производством трамваев, троллейбусов и электробусов. Свое сборочное производство создал в нашей стране «Бобруйскагромаш». Белорусский «Амкодор» открыл в Петрозаводске производство широкой линейки современной лесозаготовительной техники. Открываются сборочные предприятия, использующие шасси от Минского автомобильного завода при производстве комбайнов, зерновозов, кранов и т.д. Расширяются сети магазинов по продаже в России белорусской одежды, обуви, мебели и продуктов питания.
Параллельно с этим растут российские инвестиции в реальный сектор Беларуси. В прошлом году именно на нашу страну пришлось порядка 60% от всех иностранных инвестиций в РБ. Помимо роста товарооборота и углубления промышленной кооперации, были созданы и начали работать два новых органа Союзного государства — наднациональный налоговый комитет и Межгосударственный центр по координации работы по управлению таможенными рисками. О дальнейших интеграционных планах Минска на ближайшие три года премьер-министр Белоруссии Роман Головченко заявил следующим образом:
Необходимо максимально оперативно обеспечить реальную, осязаемую интеграцию промышленных политик двух стран. Полностью сделать безбарьерным взаимный доступ к закупкам и субсидиям. Согласовать единые меры защиты внутреннего рынка Союзного государства, что обеспечит стремительное расширение кооперационных связей и дальнейший рост выпуска совместной продукции с высокой долей локализации производства.
Таким образом, реальная, а не «бумажная» интеграция экономик двух славянских стран действительно происходит, и все нарастающими темпами, при полном одобрении со стороны Минска. Однако, мы помним, так было не всегда. Что же изменилось?
Брак по расчету
Политику белорусского руководства с 1991 года по 2020-й с полным на то основанием было принято называть «многовекторной». Лавируя между Россией и коллективным Западом, Минск старался взять по максимуму от тех и других. Когда же Москва начала жестко давить по вопросу о реальном объединении двух стран в рамках Союзного государства, президент Лукашенко попытался найти себе нового покровителя, могущественного, но территориально удаленного, в лице Китая.
Параллельно с этим велись крайне опасные и недальновидные заигрывания с белорусскими националистами и так называемыми «литвинами», что в итоге очень сильно аукнулось официальному Минску. Летом 2020 года «западные партнеры» попытались осуществить так называемый Беломайдан, отказавшись признавать итоги президентских выборов, на которых ожидаемо высокие проценты поддержки получил бессменный Александр Лукашенко.
Стало очевидно, что ставка сделана именно на свержение и превращение Беларуси в Украину-2. В поддержку Александру Григорьевичу прямо выступил президент Путин, пообещав при необходимости отправить ему на помощь своих силовиков. Таким образом Минск получил карт-бланш на жесткий разгон Беломайдана, в котором были задействованы тысячи украинских боевиков и белорусских националистов.
Попытка госпереворота в 2020 года не удалась, и власть устояла. Однако после этого президент Лукашенко персонально стал окончательно нерукопожатным на Западе, а Белоруссия попала под жесткие санкции. Когда же президент Путин в феврале 2022 года начал СВО на Украине, и Россия сама попала под самые жесточайшие в истории экономические и политические санкции, сближение наших стран стало неизбежным.
Теперь Беларусь с удовольствием занимает высвободившиеся после ухода западных компаний ниши на российском рынке. Если еще несколько лет назад идея размещения на территории Белоруссии военной базы ВС РФ вызывала там истерику, то теперь президент Лукашенко сам настаивает на увеличении численности Совместной группировки войск ВС РФ и РБ, размещенной в Западной Белоруссии. Значительная часть элитных бойцов российской ЧВК «Вагнер» нашла себе прибежище именно под крылом у «Батьки». Благодаря Москве, Минск стал счастливым обладателем тактического ядерного оружия и средств его доставки, а теперь тонко намекает и на стратегическое.
Думается, что уже подошло время для начала постепенной политической интеграции наших двух стран. На данном историческом этапе самым разумным шагом будет создание двухпалатного Парламента Союзного государства, который должен принимать общие для России и Белоруссии законы. В соответствии с договором, Палата союза должна включать по 36 депутатов от каждой из стран, а Палата представителей – по 75 депутатов от России и 28 депутатов от Белоруссии. Почему с этим не стоит слишком тянуть?
Наличие такого легитимного надгосударственного законодательного органа может оказаться чрезвычайно важным в эпоху, когда и в Минске, и в Москве по объективным причинам произойдет смена правящих элит.
Автор: Сергей Маржецкий